Аллегория (allegory) - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность).

Аллитерация (alliteration) - повторение одинаковых согласных в начале слов, входящих в данный отрывок поэтической или прозаической речи.

Анадиплосис (anadiplosis) - повтор одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.

Анафора (anaphora) - повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Антитеза (antithesis) - стилистический прием, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Антономазия (antonomasia) – стилистический прием, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета, например, замена какого-либо имени нарицательного собственным именем исторического лица, литературного персонажа и т.п. или другим нарицательным именем.

Апозиопезис (aposiopesis) - внезапная остановка в ходе высказывания, нарушающая синтаксическое построение речи и свидетельствующая о наплыве чувств, колебаниях говорящего

Апокойническая конструкция (construction apokoinu) - конструкции, в которой два разнородных дополнения находятся в зависимости от общего предшествующего члена; конструкция с двумя неоднородными дополнениями к одному управляющему слову.

Ассонанс (assonance) - вид звукового повтора, образуемого посредством повторения в определенном отрезке речи одних и тех же (или сходных) гласных звуков (обычно в ударенных слогах тех слов, которые этот отрезок речи составляют)

Бафос (bathos) - неожиданный переход от возвышенного стиля к вульгарному; неожиданное появление банальностей в произведении возвышенного стиля, резкий переход от возвышенного к грубому, от высокого к комическому

Бессоюзие или асиндетон (asyndeton) - построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены; придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Выразительные средства языка (expressive means) - такие рече­вые приемы (морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка), которые не связаны с переносом значения слов или словосочетаний, но используются для усиления экспрессивности высказывания или придания высказыванию эмоционального характера.

Гипербола (hyperbole) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п.

Градация (gradation) - стилистическая фигура, последовательное нагнетение или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи

Графическая образность (graphic imagery)- есть деление текста на абзацы или стихотворения на строфы, зазубренность строчек или фигурные стихи.

Графон (graphon)- стилистическая фигура, представляющая собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы

Диалог - форма речевой коммуникации, участники которой, находясь, как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами-высказываниями, связанными единой темой

Дискурс - связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, речь, погруженная в жизнь (н.д. арутюнова); коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте, т.е. актуально произнесенный текст, а «текст» – это абстрактная грамматическая структура произнесенного.

Зевгма (zeugma)- стилистическая фигура, состоящая в соединении двух слов (или двух предложений), которые по содержанию не подходят друг к другу; употребляется для создания комического эффекта; состоящая в подчинении одному члену предложения ряда других, из которых по смыслу лишь один может быть ему подчинён.

Изобразительные средства (imagery)- употреб­ление  слов, словосочетаний и предложений в фигуральном (образ­ном) значении.

Инверсия (inversion) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.

Инструментовка - подбор слов, имеющих такую звуковую форму, которая может способствовать сама по себе усилению экспрессивного содержания данного отрезка речи (эвфония, ономатопея, аллитерация и ассонанс).

Ирония (irony) - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

Какофония (cacophony) - негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах); часто создается ассонансом и аллитерацией одновременно

Каламбур (pun) - стилистический оборот речи или миниатюра определённого автора, основанные на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разное значение, или сходно звучащих слов или групп слов, либо разных значений одного и того же слова или словосочетания. некоторые виды каламбура: 1) сопоставление омонимов; 2) созвучие слов в узком контексте; 3) столкновение омофонов; 4) сопоставление омографов; 5) разрушение и переосмысление устойчивых словосочетаний и фразеологизмов; 6) разные значения слова или словосочетания; 7) шуточная этимологизация.

Конвергенция (convergence) – схождение в одном месте пучка стилистических приемов, участвующих в единой стилистической функции.

Климакс (climax) - вид градации, ряд выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т.е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего («нарастание»)

Лексико-грамматический разряд - класс лексических единиц, объединенных общим лексико-грамматическим значением, общностью форм, в которых проявляются присущие этим единицам грамматические категории, общностью возможных слов-заместителей, а в некоторых случаях и определенным набором суффиксов и моделей словообразования.

Лингвистическая стилистика - раздел языкознания, который занимается исследованием стилей речи, стилистических приемов и выразительных средств языка в их отношении к выражаемому содержанию.

Литота (литотес) (litotes) - стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности; замена характеристики, содержащей утверждение, другой, отрицающей

противоположное, например, not unkind.

Метафора (metaphor) - стилистическая фигура, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта.

Метонимия (metonymy) - стилистическая фигура, состоящий в переносе названия с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, принадлежности, партитивности или иному виду контакта

Многосоюзие (также полисиндетон) (polysyndeton) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Монолог - форма речевой коммуникации, при которой оформление речи говорящего обращено прежде всего к самому себе и не рассчитано на словесную реакцию собеседника.

Норма коммуникативная - адекватность коммуникативного процесса ситуации общения, а также его соответствие ценностям, стандартам и регулятивам, существующим в данной культуре. Коммуникативная норма включает в себя нормы более низких уровней – языковые и стилистические.

Норма языковая - совокупность устойчивых, традиционных реализаций языковой системы в результате социально-исторического отбора языковых элементов из числа сосуществующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого и возводимых в процессе общественной коммуникации в ранг правильных, пригодных и общеупотребительных.

Норма стилевая (стилистическая, функционально-стилевая) – исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию.

Обманутое ожидание (defeated expectancy) – эффект, построенный на предсказуемости и нарушении предсказуемости. Появление каждого отдельного элемента подготовлено предшествующим и подготавливает последующее, появление элемента малой вероятности создает эффект обманутого ожидания.

Окказионализм (occasionalism) - слово, образованное по редко используемой словообразовательной модели и употребляемое только в данном контексте

Оксиморон (oxymoron) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании противоречивых понятий.

Ономатопея (onomatopoeia) - изображение какого-либо внеязыкового звучания с помощью схожих с ним звуков речи; как стилистическое средство - подбор слов, самим своим звучанием способных вызвать соответствующее акустическое впечатление, требуемое в данном случае.

Параллелизм (parallelism) - соединение двух и более сочиненных предложений (или их частей) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической.

Парцелляция (parceling, parceling) - синтаксический приём письменного литературного языка, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Перифраз (перифраза) (periphrasis) - замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета.

Персонификация (олицетворение) (personification) – приписывание неодушевленным предметам и явлениям свойств, мыслей, действий, присущих человеку.

Приемы выдвижения (foregrounding) – способы формальной организации текста, фокусирующие внимание читателя на определенных элеметах сообщения и устанавливающие семантически релевантные отношения между элементами одного или разных уровней.

Ритм (rhythm) - всякое равномерное чередование, например, напряжения и ослабления, ускорения и замедления, ударных и безударных слогов, повторение образов, мыслей и т.д.; (в поэзии) чередование ударных и безударных слогов в строфах.

Риторический вопрос (rhetorical question) - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Рифма (rhyme) - созвучие конечных слогов расположенных в непосредственной близости друг от друга стихотворных строк, основанное на тождественности звучания последнего ударного гласного и следующего за ним согласного (или согласных).

Сильная позиция (strong (salient) position) – такое место элемента в тексте, где он психологически особенно заметен (начало или конец текста, заглавие, эпиграф и т.д.).

Синекдоха (synecdoche) -  стилистический прием, вид метонимии, название частного вместо общего и наоборот.

Сравнение (simile) - образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте новые, важные для субъекта речи свойства. Обычной формой служит соединение двух его членов при помощи союзов like, as и т.д.

Стилистика - наука о языке и речи, изучающая языковые средства всех уровней с точки зрения их экспрессивных возможностей и наиболее целесообразного и общественно принятого их использования в зависимости от целей, условий и особенностей общения, а также стиле­вую дифференциацию современного литературного языка и стилисти­ческое оформление различных жанров речи (типов текстов).

Стилистическая семасиология – раздел стилистики, изучающий стилистические функции изменения лексического значения слов или словосочетаний, стилистический результат различных по своему характеру сдвигов их предметной соотнесенностью, в результате которого они приобретают способность выступать в функции экспрессивных средств языка.

Стиль – 1) индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный, конкретный речевой акт, данный текст, в т.ч. Литературно-художественное произведение; 2) языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.

Стиль речи - не совокупность языковых средств, а их специфическая организация, т.е. Композиционно-речевые приемы и их сочетание

Сцепление (coupling) – появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту.

Транспозиция (грамматическая метафора) - употребление форм слов различных частей речи в необычных для них грамматических значениях и с необычной предметной соотнесенностью.

Умолчание (suppression) - намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Функциональный стиль - исторически сложившаяся к данному времени в определенном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств всех уровней, которая регулярно функционирует в определенной сфере общественной деятельности.

Хиазм (chiasmus) - вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке.

Эвфемизм (euphemism) - cлово или выражение, употребляемое взамен другого, которое по каким-л. Причинам неудобно или нежелательно произнести (по причине его табуированности, традиционного неприменения или грубости, оскорбительности, невежливости и т.п.).

Эвфония (euphony) - подбор звуков, наиболее соответствующих по своему экспрессивному эффекту тому общему настроению или эмоционально-чувственному тону, которые должен создать у слушателя данный отрывок речи; не только благозвучие, но и соответствие звучания содержанию.

Эллипсис (ellipsis) - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.

Эпитет (epithet) - образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения.

Эпифора (epiphora) - повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз).

gallery/attachments-Image-line-content

Глоссарий